Позвать друзей

Прошло уже пять лет, как я решил уйти из большого корпоративного мира с совещаниями, правлениями, секретаршами и водителями — и заняться своими стартапами. Ниже — основные выводы этого опыта, может кому пригодится. По отдельным темам иногда просят совета, попробовал свести их вместе.

1. Удалённая работа команды

Очень неочевидная вещь. С одной стороны — куча плюсов. Не нужен офис (который всяко недешевый), свобода найма людей вне зависимости от того, где они живут, комфорт для сотрудников…

С другой стороны — всплыл огромный камень в виде плохого качества внутренних коммуникаций и понимания людьми общих концепций. Да, безусловно мы внедрили разные инструменты для облегчения этого (пробовали Yammer, MS Teams, Skype for Business, Skype, Slack) — остановились на Facebook Workplace с его чатом и стеной записей. Отдельно хочу отметить опыт использования Sococo — инструмента, который виртуализирует офисное пространство и сотрудники теоретически слышат друг друга весь рабочий день. Все равно не то.

По итогу скажу, что идеальная формула — это 1-2 дня вместе в неделю. В офисе, в коворкинге, в кафе-антикафе — не важно, но вместе, в одном помещении. Всё остальное — минус к общей продуктивности по итогу, как ни крути. Самое страшное, что это не просто минус процент к продуктивности. Это — риск потерять важные идеи по дороге, не обеспечив их общего принятия и видения. Бороться с этим риском непросто, хотя и можно — но нужно тратить на это осознанное время и очень внимательно проходить регулярный чеклист по интеграции всех участников в происходящее.

Ну и еще один риск, о котором не думал на старте. Это доступ к инвесторам. Так вот, распределенная команда этот доступ ухудшает. Во-первых, любой инвестор хочет на команду посмотреть — и сбор по скайпу с разных концов географии их не очень радует. Во-вторых ,что важнее, сегодня 90% инвесторов (нормальных VC) предпочитают работать через акселераторы и инкубаторы, которые выступают для них фильтром. А ни один нормальный акселератор не возьмёт к себе команду, которая не может физически присутствовать на обучении. Как минимум ядро команды.

Я уже молчу о том, что основные деньги мира VC вообще до сих пор сидят по небольшому числу мест в мире — и если ты уже не живешь с ядром команды там — шансы сильно падают. Модель “сначала деньги — потом переезд” их почему-то не сильно возбуждает.

Вывод — старайтесь собирать людей +- рядом и регулярно встречаться.

2. Управление, опыт и цифры

Ты можешь быть сто раз гением работы с людьми, генерировать офигительные идеи и продуктовое видение, драйвить и зажигать — этого мало. Кто меня знает — поймут почему для меня это оказалось самым болезненным открытием. Потому что у меня вот все это в избытке, но нужно еще кое-что.

Бизнес — он, гад такой, про цифры. Причем на разных этапах — про разные, но про цифры. На уровне планирования продукта — это анализ рынка и построение внятных воронок. Потом это про бюджетирование и постоянный мониторинг построения экономики продукта и перспектив продаж. Потом это вообще про продажи, юнит экономику и тонну аналитики. Это я сейчас сильно упрощаю.

По работе в большом бизнесе у меня было много знакомых финдиректоров и пэдовцев. Ребята, простите меня за все, что я думал о нудности вашей работы. Не, она, может, и нудная — но блин, очень важная. Не раз ловил себя на том, как бы мне хотелось откусить и прирастить себе кусочек бывших коллег Стаса или Всеволода…

Короче, если вы еще не впрыгнули в эту лодку стартапов, или в самом начале пути — срочно остановитесь, изучите до дыр ряд фундаментальных трудов про продукт и его экономику (я бы посоветовал Startup Owner Manual, Hooked, Crossing the Chasm (если вы про B2B или прочий SaaS), Creativity Inc. на закуску. А потом — бегом на любой хороший курс про Product Management — там вот это все заставят вбить в голову. Отдельно я бы добавил любой курс по аналитике проектов (все вот эти DAU/MAU, Retention и прочий Churn).

И пока вы свой продукт не сможете в голове выстроить с этими вот цифрами — хотя бы прикидочно, — не надо туда лезть. Побьют.

3. Финансовая дисциплина

Мир стартапов очень динамичный. Ну и денег в нем всегда не хватает — много уходит на развитие, улучшение и прочий R&D. А поступления обычно невеликие и нерегулярные. Это провоцирует экономить, крутиться, играться с удешевлением трансакций, оптимизации налогов на зарплатах и прочем.

Так вот — кроме опасности любых схем — а закон нарушать не надо, реально, — это еще и ведет к тому, что финансовые потоки запутываются. Тут ты перекинул лишний раз деньги между разными юрлицами, тут оплатил что-то личной картой, потому что быстрее или кэшбек лучше, тут ты наличными оплатил отель в поездке и потом быстро окешил с корпсчета…

А на вменяемом бухгалтере или финансисте почти все на старте экономят. Так вот — экзель или гугл таблицы вам в верные друзья. Строго, прямо вот скурпулезно фиксируйте все движения каждых несчастных десяти долларов. Не просто “купил лицензию”, а ведите в реестре сумму, цель, с какого счета ушло — и если надо, как на этом счету оказалось. Потому что через пару лет может настать потребность сделать отчетность нормальную, а то и аудит пройти — и тогда пушистый зверь песец весь с вами. Это если вы еще до этого этапа доживете.

Про необходимость планировать бюджет консервативно — я вообще молчу. Все, что может задержаться — задержится. Если продукт про B2C — клиентов будет меньше, ARPU хуже, UAC выше. Если вы про B2B — готовьтесь месяцами гонять документы и акты, ждать денег по пол года. А если вы думаете, что первые пару B2B контрактов решили всю проблему и рынок вас принял — вас ждет очень неприятный сюрприз — бегом перечитывать Crossing the Chasm.

И как можно больше тестируйте по пути. Смоки тесты, плей тесты, фокус группы, тесты прототипов и MVP — все, что вы на это потратите сэкономит намного больше потом.

Резюме — гений и яркое видение в стартапе важны. Но если ты не смог вырастить внутри себя дотошного аналитика и вредного финансиста — либо срочно их нанимай, либо тебя ждет адский стресс и потери.

4. Много идей, фич и мультитаскинг

Фиг там. Нет — наше главное слово. Во-первых, распыляться между идеями и продуктовыми вариациями — это путь за кучей зайцев. С соответствующим итогом.

Но тут есть две важные темы. Первое — вести сразу несколько разных проектов / тем. Да, каждая тема может казаться, и даже быть, гениальной. Но без фокуса на чем-то одном — сразу все сложности и грабли растут на порядок. Увы. Пока думал об одном — упустил в другом. Не перепроверил коллегу — потом выгреб проблем. Так что как минимум на этапе становления и бурного роста — один проект и один фокус. Поверьте, остальные не убегут скорее всего за год два.

Второе — это много фич хороших и разных. Про это есть много статей. Общее саммари — умейте говорить “нет”. Себе, коллегам. Особенно разработчикам. Много фич не равно хорошему продукту. Продукт должен быть полезен и удобен, а как этого достигнуть — надо внимательно анализировать. ЛУчше сделать меньше, но лучше, чем больше, но кривее. Ну и почитайте про анализ “сколько пользователей и как часто используют ваши фичи” — будете много думать.

Короче, бритва Оккама наше все.

Вот, как-то так. А про эмоциональную сторону я уже писал года два назад вот тут.

PS. Почему ни одна тварь не написала мне все это в 2014 году? Я бы сейчас был намного богаче и здоровее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *