Позвать друзей

— Девиз Галопирующих ленивцев: Лежи в направлении мечты!

— Нам требуется подвиг!

— Мы будем лежать в направлении подвига!

— Да-да, поверните меня в ту сторону.

Елена Судакова

Хочется именно так, как в эпиграфе, который как раз вечером перед написанием этой колонки придумала и опубликовала у себя в FB одна старая знакомая. Но нет.

Когда меня в очередной раз попросили написать про предпринимательство – про облачный там офис, или коммуникации в команде, — я вдруг понял, что хочу рассказать не про это. Потому что это всё – инструментарий. Да и писал я уже про него. А чаще последнее время я думаю о том – стал ли я бы снова начинать свой бизнес, знай всё, что будет?.. И что нужно иметь в виду на старте…

Почему термодинамика? Мы знаем много умных фраз: про тьму, которая темнее всего перед рассветом, про дорогу, которую осилит идущей, про начало пути в тысячу ли… Но когда я анализировал свой опыт, выкидывая очередную пачку из-под табака, стало ясно – да ведь своё дело живет по самым обычным законам термодинамики!

Мой любимый образ. Помните, почему, например, остывает испаряющаяся вода? Потому что улетающие молекулы забирают с собой энергию на отрыв от основной массы. В итоге масса становится холоднее. А что там дальше с улетевшей – это как повезёт. Хватит энергии – доберётся до облаков. Не хватит – может выпадет росой тут же рядом на крышке кастрюли. А то и вовсе на грязном стекле автомобиля. Тут уж без гарантий. Зато гарантировано то, что без энергии – отрыва не сделать.

Или вот кондиционер бытовой. Почему он холодит? Потому что в нем неожиданно расширяется хладагент. Потому что было им там тесно, зато не в обиде. Даже тепло – под гнётом мощного компрессора. Зато стабильность… И тут вдруг: бабах! И расширение пространства вокруг! Куда бежать, что делать – непонятно. Все разбежались в разные стороны – стало холодно… А уж удастся ли там дальше согреться – неизвестно. Разве что одна гарантия – снова под пресс компрессора, если ещё не отвык…

А про маркетинг… Вот вы на необитаемом острове. Но, скажем, не как везунчик Робинзон Крузо, а на таком нашем, гиперборейском – где мокро и холодно. И насобирали чудом сухих дров. И вдруг чу, вертолёт вдалеке… Или самолёт… Кто разберёт… И есть выбор – спалить всё в одном большом костре – и тогда есть шанс, что заметят и спасут. Или жечь себе потихоньку – вроде и светит, и греет как-то, и могут даже когда-то и заметить… Зато точно хватит на неделю… Знакомо, да? Это к вопросу – что без продвижения и рекламы не пробиться – а оно денег требует.

Ну а теперь ближе к делу. Банально, но факт – если хочешь, чтобы было тепло – свой бизнес не для тебя. Потому что поначалу как раз весь запас тепла он сожрет, и добавки попросит. Деньги на старт, деньги на первое время кормить себя и семью (если есть). Деньги на первые зарплаты сотрудникам, офис/технику и т.п… Хочешь оторваться от массы наёмных работников вокруг – изволь забрать максимум сбережений – и отрывайся. Но сбережения растают быстрее плата – это 100% гарантия. Так что нужен НЗ, нужен источник «перекантоваться». В конце концов, ищи сразу партнера, с кем проще будет идти в отрыв.

Ещё раз – деньги будут сжигаться быстрее, чем планировалось. И их нужно иметь в запасе. И чтобы семья при этом знала: что происходит и не дергала вопросами «а где там новое авто?» Потому что первый год-два-три авто не будет, будет геморрой. И седина. А то и облысение раннее. И если ты и твои близкие к этому не готовы – будет акт такого каннибализма (включая самоедство), что мало не покажется.

Второе – любая услуга или продукт нуждается в «раскрутке». Что-то можно сделать проще, что-то сложнее – но всё равно денег съест. Идеально, если есть первый крупный клиент – и это тогда частично решит вопрос и денег и раскрутки. Но обычно как раз чтобы его получить придется не только за $50 покупать пару тысяч показов в фейсбуке, но и ездить выступать, заказывать полиграфию, много чего… И это тоже придется предусмотреть заранее.

Кстати, при этом всём окружающей массе, даже друзьям – часто будет не нравиться, что ты такой весь дерзкий (а ещё хуже – дерзкая) – и хочешь от них улететь со свистом. Выискался тоже мне, чай не Америка… В лучшем случае будет много вопросов с подковыркой: ну как ты там, как бизнес, жив там ещё?.. И в глазах жажда услышать, что всё плохо, а он прав, что остаётся со всеми и никуда лететь не намерен…

Кстати, когда мы интервьюировали предпринимателей, чтобы сделать из их историй обучающие игры для Business Games Club  – так оказалось, что так у всех. Просто образы разные, когда рассказывают. Суть одна.

Так вот – хочешь бизнес, группируйся, каменей чувствами, энергию подкопил – и в отрыв. И будет холодно и пусто. И кажущееся тепло иногда принесёт разве трение торможения – его не надо. Зато в конце, иногда, не у всех, будет новое что-то. Если все хорошо – то может и правильный остров, тропический… Правда, если вздумаешь на нём осесть – учти – снова станешь массой, хоть и тёплой… Но пока – пожелаю всё-таки сил и удачи лететь повыше, не выпадать росой на грязном стекле. Оно и так никуда не денется…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *